Интересные факты и находки, а также полезная и магическая информация по Древнему Египту
Наследие Древнего Египта
#1
Отправлено 21 Ноябрь 2019 - 01:24
#2
Отправлено 21 Ноябрь 2019 - 13:50
Добрый день! Выкладываю отдельные свои фотографии из музея мумификации в Луксоре. Сам музей небольшой, в одну комнату, и скудно освещенный. Учитывая тематику, такой свет может быть и оправданным, но для фото очень неудобно, поэтому качество снимков не очень. В музее представлены различные предметы и инструменты, которые использовали при бальзамировании, предметы погребального культа, несколько саркофагов и мумии животных и людей. Все вещи времен Нового Царства и начала Третьего переходного периода.
Инструменты, которые использовали при мумификации
Резец, используемый при ритуале "Отверзания уст"
Носилки для транспортировки мумии
ритуальный анх
Крылатый скарабей - нашивка на мумию при пеленании
мумия крокодила
- Наталья, Nubiti Ddzhezerit Khepri, Bafometka и 7 другим это нравится
#3
Отправлено 03 Январь 2020 - 22:09
всем хороших новогодних каникул!! хочу поделиться данными об архиве Говарда Картера - заметки, рисунки, фотографии Картера и его сотрудников, сделанные в течение работы с гробницей Тутанхамона. Этот архив был передан наследниками Картера Гриффитскому институту (Оксфорд), и выложен в сеть Институтом (похоже, что частично) для открытого доступа. Картер, помимо остальных своих талантов, был прекрасным организатором, очень педантичным и последовательным в работе, да еще и отлично рисовал. Каждый предмет из гробницы был пронумерован, подробнейшим образом описан, промерен и сфотографирован (про просьбе Картера, Нью-Йоркский Метрополитен Музей направил к нему одного из своих лучших фотографов Гарри Бартона (Harry Burton), который оставался с ним в течение восьми лет). Для меня этот архив интересен, конечно, возможностью работы с первоисточниками.
Общая ссылка на архив: http://www.griffith....discoveringTut/
Полный список предметов из гробницы: http://www.griffith....r/HomePage.html. В списке сохранена Картеровская нумерация, по каждому номеру по гиперссылке открывается карточка, где приведены записи Картера об этом предмете с расшифровкой и фото Бартона. (Замечу, что педантичность Картера была такова, что даже мумии Тутанхамона он присвоил свой порядковый номер - 256-ой, "в порядке очередности обнаружения".)
Зарисовки Картера расположения амулетов на мумии Тутанхамона: http://www.griffith....i/4tutmdra.html
и еще много-много всего там есть, конечно же
Несколько фото из архива приведу здесь:
вид на Долину Царей в районе гробницы Тутанхамона
с помощью специально сконструированной системы рычагов, поднята крышка первого ковчега
печати на третьем ковчеге
это фото довольно часто представляют в сети как печать на двери гробницы. Но от печатей на двери остались только зарисовки, сделанные Картером. Запечатаны были двери второго и третьего ковчегов, и вот эти печати, перед их снятием, были сфотографированы Бартоном. Приведенная на фото выше печать - с именем Тутанхамона. А там же сбоку еще стояла печать Фиванского некрополя - на ней изображен Анубис и девять луков (девять поверженных врагов Египта). Вот эта печать, также на фото Бартона:
зарисовка Картера печатей на первой входной двери, которая перед ступенями :
запечатанный ящик с канопами:
снятые крышки каноп:
рисунок Картера - расположение слоев амулетов на верхней части тела мумии
и моё любимейшее фото - Анубис на своем постаменте.
рисунок Анубиса, сделанный Картером, с указанием размеров
- Nubiti Ddzhezerit Khepri, Sekhmet и LaRalita это нравится
#4
Отправлено 04 Март 2020 - 20:16
Всем добрый день!
Помимо прочего, я понемногу занимаюсь изучением наследия гробницы Тутанхамона и хочу поделиться материалами об Анубисе и о содержимом его постамента. Всю информацию представляю документально, это данные из "Перечня объектов", который Картер составлял удивительно скрупулёзно по всем предметам, которые находились в гробнице (на каждый предмет имелась отдельная запись с указанием порядкового номера, с описанием, размерами, фото и т.д), это цитаты из книги Картера "Гробница Тутанхамона" ( книга вышла на русском языке в конце 50-х годов прошлого века в отличном переводе и читается как хороший детектив), и это фотографии Гарри Бёртона, который работал в команде Картера в течение всего периода разбора и описания вещей из гробницы.
Анубис, Первый на холме своём - это один из заглавных эпитетов Анубиса, который часто ставился после его имени. В гробнице Тутанхамона фигура Анубиса установлена на его священном постаменте в дверях "Сокровищницы", которая находилась сразу за погребальной комнатой.
Вот таким Анубиса увидели учёные, вошедшие в гробницу через три тысячи лет после того, как она была запечатана жрецами фиванского некрополя
из книги Картера: «Изваяние бога Анубиса, принявшего облик черной шакалоподобной собаки, сознательно поместили прямо в открытом проходе лицом к западу, чтобы он охранял сокровищницу от вторжения. Анубис не только возглавляет похоронные обряды, но считается также бдительным стражем покойного. Поэтому его место в гробнице не случайно, и приписывать его каким-либо посторонним обстоятельствам нельзя. Анубиса поместили так, чтобы он мог наблюдать за усыпальницей и одновременно охранять принадлежащую ему «сокровеннейшую сокровищницу».
Настороженная, лежащая в естественной, жизненной позе фигура Анубиса-шакала вырезана из дерева и покрыта черной смолой... Она покоится на вызолоченном постаменте, поставленном на такие же носилки с четырьмя ручками для переноски ... Глаза Анубиса инкрустированы золотом, кальцитом и обсидианом; внутренняя сторона настороженных ушей позолочена; когти на лапах сделаны из серебра»
На полу возле постамента находился факел:
из записей Картера: «Тростниковый факел на кирпиче, высушенном на солнце. Размеры: кирпич 8,3 х 4 х 1.2 см. Факел: высота 13,2 см, диаметр 1,2 см»
цитата из книги: "Магический факел, укрепленный на напоминающей кирпич глиняной подставке, найденный у входа в комнату, не следует путать с четырьмя фигурками, стоящими на подставках-кирпичиках и запечатанными в тайниках в четырех стенах усыпальницы. Четыре магические фигурки были спрятаны в стенных нишах погребальной комнаты, где и сохранились в полной неприкосновенности. А этот маленький глиняный кирпичик с маленьким факелом и несколькими крупицами древесного угля, по-видимому, не случайно был оставлен на полу сразу же за порогом сокровищницы, точно напротив изваяния Анубиса. На кирпиче начертана магическая формула, которая гласит: «Я удерживаю песок, чтобы он не засыпал тайный покой; того, кто захочет меня обойти, я остановлю пламенем пустыни. Я предал пустыню огню (?). Я заставил свернуть на неверную дорогу. Я здесь для защиты Осириса». В данном случае Осирис - усопший.»
Помните, в теме перевода Папируса Ани мы говорили о том, что перед именем усопшего указывали титул Осирис, а вот в этом тексте умершего называют Осирисом даже без указания его личного имени.
На Анубисе сверху было надето два льняных покрывала. Верхнее покрывало, более плотное и более широкое, было сшито по бокам, образуя подобие рубашки:
из записей Картера: «Наружнее льняное покрытие. Размер 264 х 100 см, бахрома 10 см длиной... рубашка сделана из куска льна с бахромой, сложенного пополам, подшитого с обеих сторон с отверстиями, оставленными для рук, наверху в центре круглое отверстие, оставленное для шеи… аккуратно подшито»
цитата из книги: "«Изваяние было закутано в льняное покрывало, представляющее собой одеяние, датированное седьмым годом правления фараона Эхнатона. Под этим покрывалом тело Анубиса было окутано тонкими газовыми тканями, завязанными у него на горле»
вот это второе, более тонкое покрывало, изрядно прохудившееся:
На шее Анубиса был повязан шарф и венки цветов:
Цитата из записей: "Воротники из цветов. Два воротника из цветов, завязанных вокруг шеи. Верхний – лепестки и мелкие цветки синего лотоса. Нижний – состоит из листьев, которые остались частично, часть листьев была намеренно удалена (?). Также вплетены цветы васильков. Длина воротников около 50 см.
Шарф, завязанный на шее, размер 162 х 17 см. Полоска льна, свёрнутая наподобие шарфа , завязана вокруг шеи животного»
Цитата из книги: «…вокруг шеи был повязан длинный похожий на поводок льняной шарф. Этот шарф, украшенный двумя рядами синих лотосов и васильков, вытканных посредине полосы, был завязан бантом на затылке Анубиса. Под ним на шее изображен золоченый ошейник, а ниже повязан еще один длинный шарф, такой же, как описанный»
Удивительно, но в карточках Картера нет информации про второй шарф.
Постамент, на котором возлежал Анубис, содержал внутри пять отделений, четыре маленьких и одно большое. Вот общий вид на внутреннее содержание постамента. Маленькие листочки с номерами, разложенные везде, - это работа Картера и его команды, которые тщательно нумеровали все найденные предметы:
что там находилось внутри:
в маленьких отделениях - сделанные из голубого фаянса передние ноги животного из рода крупного рогатого скота, обернутые в лен, ушебти, фигурки Тота и Хора, уадж-скипетр, восковая фигурка птицы bah, две небольшие алебастровые чаши.
несколько вещей из этих отделений:
Цитата из книги: «Мы уже говорили о любопытных эмблемах Анубиса вроде бурдюков, наполненных раствором для сохранения или омовения тела покойного, которые висели на подпорках или просто стояли за большими внешними ковчегами в усыпальнице. Так и здесь, внутри позолоченного постамента Анубиса, мы нашли другие странные символы его культа, тщательно завернутые в полотно и разложенные по различным отделениям... Здесь были четыре передние коровьи ноги из синего фаянса, напоминающие начертание иероглифа whm, имеющего значение глагола «повторять»; два маленьких деревянных изображения мумий, подобных определителю wi для слова «мумия»; напоминающая человека фигурка из синего фаянса, изображающая Гора, а может быть, и самого бога Ра; две синие фаянсовые статуэтки бога Тота с головой ибиса, сидящего с поджатыми ногами; синяя фаянсовая «уадж», «папирусообразная колонна», которая может обозначать глагол «изливаться» от слова wdjh; восковая bahi - птица; несколько кусков смолы и, наконец, две алебастровые чаши, одна из которых прикрывает другую, наполненную густой смесью смолы, обыкновенной соли и сульфата соды с совершенно незначительной прибавкой карбоната соды .
Все эти предметы, если только мое толкование правильно, символизируют извечность обряда мумификации или того, что с ним связано"
Большое отделение постамента содержало, в основном, пекторали: джед-пекторали, пекторали Осириса, Нут, Исиды и Нефтиды, пекторали грифа и со скарабеем, а также фрагмент сломанной глиняной печати.
цитата из книги: «В пятом, гораздо более просторном отделении постамента хранилось восемь широких воротников. Когда-то они были завернуты в куски полотна, но затем воры в поисках более ценной добычи все здесь разбросали, так же как и в четырех меньших отделениях. Эти воротники, очевидно, были украшениями бога Анубиса, но возможно также, что их надевали восемь жрецов, которые несли изображение бога во время погребального шествия к гробнице.»
Часть этих украшений бога Анубиса:
Между передними лапами Анубиса лежала палетка из слоновой кости, принадлежащая Меритатон
цитата из записей: "Палетка из слоновой кости (Меритатон) … положение: между передними ногами Анубиса… размеры 21,9 х 2,5 см, толщина 0,7 см. Описание: палетка из слоновой кости, содержащая шесть цветов: белый желтый, красный, зеленый, синий, черный"
цитата из книги: «Между передними лапами изваяния Анубиса мы нашли палетку для письма из слоновой кости … со следующей надписью: «Царская дочь Меритатон, возлюбленная и рожденная великой женой фараона Нофер-Ноферу-Нофертити». Меритатон была женой фараона Сменхкара, предшественника Тутанхамона.
На палетке шесть отделений для красок различных цветов: белой, желтой, красной, зеленой, синей и черной, которые были частично использованы. И хотя того количества краски, которое удалось соскрести, не подвергая риску столь драгоценную находку, было явно недостаточно для исчерпывающего анализа, мистер Лукас высказал мнение, что белая краска - по-видимому, сульфат кальция, желтая - производное от сульфата мышьяка, красная изготовлена из охры, а черная - из угля. Зеленую краску он не исследовал, а синяя была полностью использована.»
Вот так тщательно и с любовью собирали жрецы в дорогу своего Бога.
В заключение, ссылки на источники:
архив Картера http://www.griffith.....uk/gri/carter/
книгу Картера "Гробница Тутанхамона" можно найти в сети и прочитать онлайн или скачать. Вот здесь, например: https://www.libfox.r...utanhamona.html
- Bafometka, Nevada, Grassie и 3 другим это нравится
#5
Отправлено 27 Март 2020 - 20:32
Добрый день! Я хочу обсудить здесь некоторые аспекты летоисчисления в Древнем Египте.
1. Календари. В стране было два календаря – солнечный и лунный.
1.1.Солнечный (гражданский) календарь содержал 12 месяцев по 30 дней в каждом плюс пять дополнительных дней, которые называют эпагоменальные дни. Сами египтяне называли их Hryw rnpt (хериу-ренепет), «находящиеся поверх года». В религиозных текстах тех лет указывается, что в эти пять дополнительных дней были рождены пять богов осирического круга: Осирис, Хор, Сет, Исида и Нефтида, каждому из божеств был посвящен соответствующий день.
Двенадцать месяцев года были разделены на три сезона, по четыре месяца в каждом сезоне, которые назывались: ахет – наводнение; перет – выхождение (появление земли из воды), и шему – недостаток воды, период жары.
Так как солнечный календарь содержал 365 дней и был короче астрономического года на 6 часов, то за 4 года начало нового солнечного года смещалось на день, за 120 лет – на месяц, за 1460 лет – на год. Первый сезон года ахет– наводнение должен был приходиться на вторую половину лета, когда начиналось наводнение на Ниле. Однако, так как год был плавающим, то начало года могло приходиться на зиму, но все равно название сезонов не менялось, и летоисчисление по этому календарю всегда шло одним порядком.
Что еще важно: по этому календарю считали порядковый номер года. Порядок лет отсчитывался не от одной зафиксированной точки, как у нас сейчас от начала нашей эры, а от момента коронации царя, который находился во главе страны в текущий момент. Год его коронации считался первым годом, каждый следующий год отсчитывался от этого момента, а когда царь умирал и короновали нового, соответственно, отсчет лет начинался опять с первого года (в Среднее Царство, иногда первым годом считали не год коронации, а следующий за ним).
По солнечному календарю указывались даты событий в летописях, храмовых записях, юридических и прочих документах, также по нему отсчитывались царские праздники и прочие мероприятия, связанные с государственными делами. Когда указывалась полная календарная дата события, писали последовательно:
· порядковый год правления царя, при котором событие произошло;
· порядковый месяц сезона (от одного до четырех);
· название сезона;
· порядковый день месяца (от одного до тридцати, первый и последний день месяца имели свои название, остальные нумеровались подряд );
· титул и имя царя.
Дни Hryw rnpt обозначали по имени Бога, родившегося в этот день, либо по их порядковым номерам (от одного до пяти).
Примеры таких записей: «В год 34-ый правления его Величества Ра-Хорахти Ка-Нехет-Мери-Маат …» (брачная стела Рамсеса Второго); «Год 16-ый, третий месяц ахет, день 23 под правлением его Величества, Царя Верхнего и Нижнего Египта Неферкарасентепенра…»* (протокол допроса обвиняемых в ограблении царских гробниц); «Год пятый, четвертый месяц перет, шестнадцатый день правления фараона Шешонка…»* (протокол о решении юридического дела); «Написано в год первый, третий месяц перет, день 21, день празднования коронации»* (Коронационный указ Тутмоса Первого). Выписки из документов взяты из книги Лурье И.М. «Очерки древнеегипетского права XVI - X вв. до н.э.».
Пример документа с указанием даты: стела седьмого года правления Шешонка Пятого, XXII Династия, о принесении даров Сахмет (Британский музей, EA73965). Дата написана в начале текста (читается справа налево): иероглифы, обозначающие слово «год» и семь палочек, обозначающие число семь
1.2 Лунный календарь. Этот календарь существовал одновременно с солнечным, отсчет нового года по нему наступал после появления звезды Сириус (Сепедет) на небе после ее 70-дневного отсутствия (тогда выход Сириуса выпадал где-то на 19-20 июля). По текущим данным египтологов, началом лунного года считалось первое новолуние после появления Сириуса. Месяцы содержали по 29 или 30 дней в соответствии с количеством дней в текущем лунном месяце, и периодически к 12 месяцам лунного года добавляли тринадцатый (високосный), чтобы выровнять начало следующего года. Таким образом, лунный календарь не был смещающимся, в отличие от солнечного. Двенадцать месяцев лунного года имели каждый свое название, но также делились на сезоны по 4 месяца в каждом, и сами сезоны называли также ахет, перет и шему. Понятно, что так как лунный год начинался примерно в одно и то же время, то сезоны по лунному году каждый год «попадали» в соответствующие им астрономические времена года
Лунный календарь был жреческим, по нему определяли дни фестивалей и праздников богов, но на него же ориентировались и крестьяне, определяя время начало посева или сбора урожая или еще какие свои хозяйственные ежегодные дела. Лунный календарь был употребим в бытовом общении, например, в частных письмах друг другу жители Египта, указывая даты текущего года, писали дни и названия месяцев по лунному календарю.
В отличие от солнечного, в лунном календаре не было точки отсчета лет, и не было порядковой нумерации лет.
Помните цифру 1460 лет? Это период, за который солнечный год смещался на год. Он называется «Период Сотис». Раз в 1460 лет новый год по лунному и солнечному календарю приходился на один день. Конечно, такой год выделялся в летописях особо, поэтому известно, что таким был 139 год н.э., и 1322 год до н.э., он приходился на царствование Сети I. В остальные годы, новый год по лунному и солнечному календарю не совпадал.
И вот я представила себе среднего жителя Древнего Египта, не посвященного жреца высокого ранга, владеющего большим количеством «закрытых» знаний, и не совсем слугу-землепашца, который может и не знает особо про эти календари, а среднего поселянина, который всю жизнь жил с двумя календарями, с двумя системами отсчета времени, и для него это было естественно. Причем, одна система считала время линейно (солнечный календарь), но внутри этого линейного отсчета были точки перехода в начало следующего года, которые при этом смещались каждый следующий год относительно второй системы отсчета времени (лунного календаря), который отсчитывал время точно по кругу, возвращаясь в исходную точку и начиная с начала очередные 12 месяцев (или 13, если добавляли високосный месяц). То есть, если в период жизни нашего египтянина начало года по солнечному календарю приходилось на астрономическую зиму, то в июне у него был период перет (появление земли после наводнения) по солнечному календарю и период шему (лето, жара) по лунному календарю.
По моему пониманию, такое летоисчисление возможно, если каждая из систем отсчитывает свой пласт событий. Согласно существованию этих календарей, цивилизация жила в двух событийных потоках, причем потоки сдвигались относительно друг друга. Т.е. существовало четкое разделение, что по лунному календарю определяют события, принадлежащие к определенным категориям, к определенным разрядам или мерностям, по солнечному – события других категорий. События эти четко разделены по своим ячейкам и не пересекаются. И события по двум календарям смещаются каждый год относительно друг друга, это как движущиеся разноразмерные шестеренки в часах, зубчики которых последовательно цепляются друг за друга.
Конечно, египтяне следили, какой день и месяц солнечного года приходился на начало лунного года. Так, по данным В.В. Струве, в сохранившемся календаре девятого года правления Аменхотепа I (18 династия) отмечено, что в девятый день одиннадцатый месяц этого года имел место восход Сириуса, за которым следовало начало нового лунного года.
2.Категории джет и нехех
Эти слова, которыми, как считается, египтяне называли вечность. Вообще, это очень сложные философские категории, которые египтологи пытаются объяснить разными словами и примерами, и, по моему мнению, на понимание значений этих категорий можно потратить всю жизнь, и не одну. Пример написания: слева – джет (здесь читается справа налево), справа – нехех.
На самом поверхностном уровне, оба эти понятия определяют существование вечное или, по крайней мере, огромной протяженности. При этом джет – это пребывание в одном неизменяемом постоянном состоянии. Примером состояния джет может служит состояние Осириса в Дуате, который находится в вечной благости, в своем аспекте Уненнефер, «Пребывающий в вечной красоте». Но мы не можем связать Осириса только с категорией джет, например, так как в титулатуре Осириса присутствуют и царь нехех, и владыка джет, что в литературном переводе звучит как «Владыка бесконечности, царь вечности», хотя понятно, что в оригинале имелись в виду несколько другие категории времени и пространства и пребывания в них.
(Замечу в скобках, что понятие «джед», которое обозначает позвоночник Осириса и дало название для технологии, и рассматриваемое здесь «джет» – это два разных понятия. В сети их иногда путают).
Нехех – это постоянное существование, в котором происходит вечное круговое движение. Пример нехех – это полный день, когда Ра (Солнце) появляется на горизонте восточном, проплывает в своей дневной ладье по небу, скрывается на горизонте западном, в темное время суток проходит в своей ночной ладье через двенадцать часов в Дуате, побеждает Апопа, и опять появляется на восточном горизонте, открывая новый день. И пока Ра вершит свое круговое движение по одному и тому же маршруту, совершая одни и те же действия, мир будет существовать. Тут важно все, в том числе и наличие «злого» змея Апопа со своей свитой, так как, только побеждая его, Ра может выйти из Дуата. И многие гимны, посвященные Ра, начинаются словами «Восхваление Ра, когда появляется он на горизонте восточном…» и далее прослеживают весь его путь, фиксируя основные точки этого пути, потому что это критично важно для мира.
Сейчас «джет» переводят как «вечность», а «нехех» как «бесконечность». В английских текстах, это «eternity» и «everlasting». Такой перевод не отражает сути этих понятий, но современный язык не обладает терминами для определения этих категорий, поэтому любой перевод не может отразить их адекватно.
Слова джет и нехех можно очень часто увидеть в храмовых текстах, религиозных рукописях и проч. после перечисления каких-то функций богов или царей или после перечисления того, что боги дают, например, царю или усопшему (если изображение сделано в гробнице). При этом указывается или джет, или обе категории одновременно подряд, тогда они связаны предлогом «и»: «джет и нехех», или, что особенно интересно, связаны предлогом «r», который в переводе с древнеегипетского вообще-то обозначает направление движения, т.е. джет и нехех сдвигаются друг к другу, соединяясь как пазлы.
Вот пример употребления категории джет в надписи на памятнике Тутмосу III из Луксорского музея: «Царь Верхнего и Нижнего Египта Менхеперра (тронное имя Тутмоса III), возлюбленный Амоном-Ра, которому дана жизнь джет (в вечности)» .
Очень интересное изображение джет и нехех на первом ковчеге Тутанхамона (прорисовка): слева – нехех (мужчина), справа – джет (женщина).
Очень многозначные эти понятия, джет и нехех, как и вся древнеегипетская парадигма, здесь я только слегка коснулась их, но почему я связала в одном посте тему календарей и вечности. С моей точки зрения, два календаря в Египте должны быть связаны с категориями понимания времени. При этом лунный календарь, в котором время отсчитывается по кругу, круг замкнулся, перезагрузка, новый отсчет, должен быть связан с нехех, в общем-то, и отсчитываемые по лунному календарю храмовые ритуалы, фестивали и мистерии, которые ежегодно проводились в одни и те же дни, тоже укладываются в категорию нехех, а солнечный календарь, в котором существует линейность и незыблемость в рамках правления одного царя, - с джет. И тогда события по этим двум календарям разносятся по категориям джет и нехех, ежегодно сдвигаясь относительно друг друга и сцепляясь шестеренками.
Я обсуждала эту возможность связи календарей и категорий вечности со знакомыми египтологами, по их данным, у нас нет сейчас письменных древнеегипетских источников, подтверждающих, либо опровергающих эту идею. Но поразмышлять на тему вечности как совокупность категорий времени циклического и постоянно пребывающего в одной точке, так же как и возможность отражения этого в разных календарях, мне кажется весьма полезным.
- Nubiti Ddzhezerit Khepri, LordDi, Sekhmet и еще 1 это нравится
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных