Перейти к содержимому


Фотография

Герметизм. Традиция, линия наследования и актуальность положений учения.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 6

#1 Andrey

Andrey

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 62 сообщений

Отправлено 05 Июль 2019 - 02:34

Всем доброго времени суток. Так как технология Великой Инициации всё больше распространяется внутри школы, а погружение в эту сферу знаний (по крайней мере по моему скромному мнению) сопряжено с изучением непосредственно Герметической традиции, я бы хотел поделиться здесь некоторой выжимкой по изученным мною материалам на эту тему.

 

Для начала хотелось бы законспектировать некоторую историческую ретроспективу, в которой кратко изложить откуда примерно это учение взялось и как дошло до наших дней.

 

Само слово "Герметизм" происходит от имени бога Гермеса, который так же отождествлялся с египетским богом Тотом в период культурного обмена между Египтом и Древней Грецией, и с богом Меркурием в Римский период. В контексте подобного отождествления это божество почитали именно как создателя духовной традиции, которую греки в своё время унаследовали из египетских источников. И в этом контексте к его имени добавляли  приставку Трисмегист, что значит "Трижды величайший". Трижды величайшим его называли, потому что по приданиям он обладал сразу трёмя великими достоинствами: по мудрости и обширным знаниям он был достоин зваться великим философом, по святости жизни - великим жрецом, а по знанию законов и умению их применять - был достоин царского престола.

Так же от имени Гермеса происходит латинский корень, от которого в свою очередь образуется слово "герметичный", то есть закрытый, замкнутый и т.д. Я бы не хотел углубляться в изучение этимологии слов, так как трактовок подобного словообразования существует несколько, но как минимум одна из гипотез указывает на закрытость, тайность или, вернее сказать, недоступность для простого обывателя этого учения.

 

Фигура Гермеса Трисмегиста интересна так же и тем, что существует целое собрание текстов, дошедших до наших дней, которые приписываются его авторству. Как вам бог, который пишет книги, которые можно купить (или скачать в цифре) и почитать? Лично для меня это является определённым поворотом в сознании. Хотя разные исследователи предполагают возможность того, что тексты из "Герметического корпуса" были на самом деле написаны разными людьми и в разное время. Некоторые из этих текстов, например, приписывают платоникам за схожесть изложенных в них концепций с идеями Платонизма. Но в то же время по другой версии наоборот: сам Платон являлся последователем философии Герметизма, а следовательно это его учение имело сходство с текстами Гермеса, а не наоборот.

 

Трактаты Гермеса дошли к нам из разных источников, и конечно же уместно предполагать, что дошедшее до нас является лишь частью полного собрания. В основном собрание этих трактатов или "Герметического корпуса" - это заслуга Кодзимы Медичи - основателем династии Медичи, активным флорентийским политическим деятелем и одним из выдающихся государственных людей своего времени. Он так же был купец, банкир и владелец крупнейшего в Европе состояния.

14 трактатов были привезены около 1460 года греческим монахом из Македонии во Флоренцию в службу по сбору манускриптов Козимо де Медичи. Они были объединены в единое собрание под названием «Герметический корпус». Их переводом занимался Марсилио Фичино – известный мыслитель эпохи Возрождения и тот переводчик, благодаря которому до нас дошли почти все имеющиеся на сегодняшний день работы Платона.

Далее осле этого в разные времена и в разных изданиях Герметический корпус можно было так же встретить под названием первого из 14ти трактатов этого корпуса - "Поймандр".

Другие важные произведения, которые так же относят к авторству Гермеса это "Асклепий" и "Изумрудная скрижаль".

И, наконец, уже в 20 веке в Чикаго в издательство был подкинут трактат от анонимной группы, назвавших себя последователями линии Герметизма. Этот трактат носит название "Кибалион". Понятно, что это произведение уже не имеет никакой исторической ценности. Однако его содержание действительно привлекает внимание своей глубиной и содержательностью. А самое главное, его положения по некоторым мнениям действительно вписываются в Герметическую традицию.


  • Наталья, CoolAid, Bafometka и 8 другим это нравится

#2 Andrey

Andrey

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 62 сообщений

Отправлено 14 Июль 2019 - 23:08

Гнозис в Герметизме.

Понятие Гнозис означает откровение о безусловном объективном знании, которое открывается перед субъектом как самоочевидная истина. Само слово имеет происхождение из греческого языка и может быть примерно переведено, как "узнавание".
Исходя из того, что слово имеет греческое происхождение, логично предположить, что подобный принцип стали рассматривать начиная с эллинистического периода. Однако, если мы продолжим придерживаться предположения, что Герметические трактаты относятся к гораздо более древнему периоду, то получается, что и знание о Гнозисе существовали задолго до эллинов, потому что события, описанные в них, описывают именно Гнозис - обретение истины, и не столько через слова учителя (хотя эта фигура в трактатах всё время присутствует), сколько через некий экстаз, в результате которого истина начинает созерцаться, а ученик уже не столько слушает учителя, сколько сам начинает уже в форме монолога рассказывать об увиденном.

Если раскрывать этот момент подробнее, то многие трактаты Гермеса написаны в форме диалога, где присутствуют персонажи условных "учителя" и "ученика". Я пишу "условных", потому что учителем тут может выступать не только человек, но и, например, Божественный ум, который являет себя в виде голоса, чтобы сообщить Гермесу знания о Вселенной.
В ходе этих диалогов ученик сначала выслушивает наставления, но потом переходит в состояние, когда дальнейшие знания уже открываются ему сами, и диалог переходит в монолог о восхвалении открывающихся ученику "истин" бытия.

В качестве примера я хочу привести первый из диалогов Герметического корпуса - "Поймандр". В нём рассказ ведётся от лица персонажа (Гермеса), которому явился божественный ум, или Поймандр. Гермес обращается к нему, желая постичь устройство мироздания и Бога. Тогда Поймандр являет ему свет, а свет порождает слово. "Этот свет", говорит Поймандр, "Это я - Ум, твой Бог. А исходящее из Ума лучезарное слово - это Сын Божий". Диалог развивается. Гермес задаёт вопросы о происхождении стихий, человека и о человеческом предназначении. И одновременно в ходе диалога Гермес уходит от вопросов в собственное созерцание, сначала обнаружив безграничный свет в собственном разуме, а затем и созерцая порядок космоса и место человека в нём. Заканчивается повествование на том, что Гермес "запечатлел в душе благодеяния Поймандра", после чего ушёл к людям, чтобы нести просвещение им.

Отдельные элементы трактатов вызывают сомнения, плюс к этому: с течением времени они явно подвергались редактированию. Так, если Гермес писал их задолго до появления Христианства, то такие понятия, как Бог и Сын Божий скорее всего были внесены в них в качестве определённого редактирования уже гораздо позднее.
Но главное, по крайней мере для изучаемой мною темы, в них действительно описано предположительное переживания того самого Гнозиса, о котором в дальнейшим размышляли и который искали многие мистики и философы начиная как минимум с эллинистического периода.

В более понятном (по крайней мере на сегодняшний день) виде схожий с принципом Гнозиса принцип сформулировал Платон. Я имею ввиду описанное им "Знание, как припоминание".
В общем виде в рамках устройства мироздания, описанного Платоном, речь идёт о воспоминаниях души того времени, когда она существовала в мире "идей", прежде чем снизойти и воплотиться в мир "вещей". "Идеи" в данном случае являются абсолютными истинами, которые проецируются в мир "вещей", однако в мире вещей они иногда отражаются не в полном объёме. Разделение платоновских понятий "идеи" и "вещи" можно проиллюстрировать, например, в вычислительных эталонах. В мире вещей объективно невозможно встретить, например, эталонную метровую величину, ибо так или иначе в каком то знаке после запятой у предмета будет погрешность. Даже самыми точными измерительными приборами нельзя отрезать метр доски так, чтобы не вышла погрешность в одну десятую миллиметра, сотую, тысячную и т.д. То есть эталонная величина метра не существует в материи, но существует как идея (ведь огромное количество людей имеет об этом одно и то же представление).
Подобные идеи, по Платону, хранятся в душе изначально, так как она уже созерцала их напрямую, и он иллюстрирует это на примере законов геометрии, которые способен понять любой человек, и понимают их все одинаково.
Это он иллюстрирует, в частности, в диалоге "Менон", где описывается диалог персонажей Сократа и Менона. В его ходе Сократ зовёт к себе мальчика раба у Менона, и через наводящие вопросы приводит того к правильному формулированию теоремы Пифагора. Из этого Сократ делает вывод, что душа мальчика, который сам никогда не изучал геометрию, пребывала в мире идей, где собственнолично видела идеальное соотношение сторон треугольника.

Переходя на бытовой уровень я тоже признаю, что геометрические знания интуитивны и не вызывают противоречия во мнениях. В том числе мне вспоминается и мой собственный школьный опыт, да и, в принципе, нельзя смоделировать такую ситуацию, когда геометрическая теорема оценивается на предмет "убедительности". То есть её можно не понять, не владеть достоверными знаниями о понятиях (точка, прямая, фигура и т.д.), но нельзя себе представить здравомыслящего человека, который заявляет, что понял доказательство теоремы, но он не верит в это доказательство. Геометрические доказательства умозрительны и не завязаны на чьем-либо авторитете, которому можно верить или не верить. О них можно не знать или по Платону "не помнить", но узнав о них происходит понимание их истинности. Таким образом, через Платона, можно спуститься от попыток описать Бога и Космос к предмету всем знакомому и привычному, но на примере которого реально возможно проиллюстрировать те самые принципы объективной истины и Гнозиса - раскрытия и обретения этой истины.

Если продолжать продвигать идею наследственности Платонизма относительно Герметизма, то предположение о том, что Герметические откровения и Платоновское "Знание как припоминание" есть как минимум схожие принципы, оказывается вполне валидным.

Здесь же хочется затронуть другое учение, изучающее вопросы истинности - логику. Основные законы логики были впервые сформулированы Аристотелем, поэтому будет уместно упомянуть и о его философии. И не смотря на то, что у Аристотеля с Платоном якобы были некоторые формальные противоречия в их понимании мироздания, я здесь опять же буду ориентироваться на поиск схожестей и пересечений.
Если грубо упрощать, то логика - это изучение универсальных схем выведения правильного вывода из заданных высказываний (посылок) при условии истинности этих высказываний. Идеальным образом законы логики работают в сферах геометрии и арифметики, так как посылки в этих сферах всегда соответствуют критерию истинности. В современном мире логика работает в идеальном виде так же и в сфере программирования.
Приведу классический пример самой простой разновидности силлогизма (структуры, состоящей из двух взаимосвязанных посылок и вывода):
Посылка 1: Все люди смертны.
Посылка 2: Сократ - человек.
Вывод: Сократ смертен.
Содержательная дискурсивность о логическом высказывании может строиться, например, вокруг того, действительна или ложна та или иная посылка, но не о самой структуре. Более того, существует такое понятие, как "логическая интуиция". То есть люди, которые никогда не знали и не сталкивались ни с тем, что такое логика, ни с силлогизмами работают с простыми понятиями абсолютно так же, как профессиональные ученые.
Последнее доказал, например, психолог Александр Лурия, который в 1931-32 годах проводил исследования когнитивных способностей у малограмотных жителей отдаленных поселений в Средней Азии. И, после установления с ними содержательного контакта, им было в том числе подтверждено, что абсолютно все люди из указанного контингента работают с простыми понятиями по тем же универсальным схемам.
Предположению о существовании "логической интуиции" противоречит факт существования таких вещей, как логические ошибки, да и в целом многочисленные споры на самых разных уровнях о логической грамотности той или иной речи и о способности того или иного человека в принципе мыслить логично. Но я считаю, что тут существует проблема в степени сложности: как в количестве высказываний, между которыми нужно провести логические связи, так и в форме их подачи, где они перемешаны случайным образом, а не поданы сразу в наглядном порядке, как в примерах из учебников. Это можно сравнить со способностью производить вычисления в уме: кто-то умеет извлекать в уме квадратные корни из трёхзначных чисел, а для кого-то простое сложение двузначных чисел в уме - уже проблема. Но всё же все способны сложить в уме дважды два и получить четыре. И, по аналогии, каждый человек способен работать с силлогизмами первого типа (самого простого), предъявленных в очевидном виде (в правильном порядке и без посторонних отвлекающих высказываниях).
P.S. Когда я пишу "все", я безусловно исключаю из этого множества людей с патологиями мышления, которые в принципе ограничены или не способны производить какие-либо операции в уме.

Вновь подводя итог, я хочу сопоставить принципы Гнозиса, как "узнавания", существование объективных истин и логической интуиции, как возможный пример о существовании объективной истины. Временно отойдя от сложных, неоднозначных и по разному трактуемых Герметических текстов к таким простым (в смысле понятным и признанным) вещам, как геометрия и логика, я предполагаю, что я нашёл примеры знаний, которые могут быть открыты и открываются интуитивно или, как минимум, целиком и полностью признаются, как истинные не за счёт авторитета того, кто их сообщил. И следующий вопрос, можно ли обрести таким же образом какие-либо знания более высокого порядка?
Я попробую рассуждать об этом методом аналогий. Если для открытия законов геометрии нам нужно иметь понятие о фигурах, а для понимания сложных логических конструкций всё же как правило нужно, чтобы кто-то впервые их разъяснил, то для соприкосновения с истинным знанием о вселенной. мироздании и космосе нужно как-то базово соприкоснуться с этими явлениями. И в учении Герметизма таким проводником от земного к Божественному служит Солнце. Как именно Солнце описано и отражено в Герметических текстах, и почему в Герметизме это божественное явление, которое тем не менее можно объективно наблюдать в нашем земном мире я попытаюсь в дальнейшем описать в следующем посте.
  • Bafometka, Zzz, Алла и еще 1 это нравится

#3 Nevada

Nevada

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPip
  • 15 сообщений

Отправлено 15 Июль 2019 - 08:13

 Александр Романович Лурия- это мужчина. 



#4 Andrey

Andrey

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 62 сообщений

Отправлено 15 Июль 2019 - 10:57

Александр Романович Лурия- это мужчина.

Спасибо, исправил. Прошу прощения)
  • Nevada это нравится

#5 Stella

Stella

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 67 сообщений

Отправлено 31 Июль 2019 - 09:39

Andrey, я правильно поняла из текста, что инсайт это и есть Гнозис?

#6 Andrey

Andrey

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 62 сообщений

Отправлено 20 Август 2019 - 13:44

Andrey, я правильно поняла из текста, что инсайт это и есть Гнозис?

Если брать понятие Инсайта в глобальном масштабе, как познание некой целостной истины целиком и сразу, как объективного знания.


  • Stella это нравится

#7 Andrey

Andrey

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 62 сообщений

Отправлено 20 Август 2019 - 20:27

Устройство мирозданья.

 

Как и в Платонизме, в Герметизме мир имеет вертикальную иерархию проекции реальностей, где некое бестелесное информационное начало проецируется в материальный мир.

Модель Платона изложена им в "Мифе о пещере", который описан в трактате "Государство". Миф о пещере рисует нам аллегорию в виде людей, чьи руки, ноги и шеи скованы цепями так, что они не могут ни развернуться, ни повернуть голову. В таком состоянии они сидят лицом к стене пещеры. За их спиной горит костёр, а мимо костра проходят существа, проносят вещи и т.д. Люди не видят самих этих предметов - они видят их тени, отбрасываемые на стену пещеру. Таким образом получается четыре уровня реальности: костер - источник первичного света, первичного импульса, благодаря которому мироздание может в принципе проявиться; истинные объекты, проносимые мимо костра (эйдосы по Платону); тени, которые спроецированы на стену пещеры - те отображения, в которых истинные объекты могут спроецировать себя в материальный план; и, собственно, стена - материя, как таковая. В итоге материя существует сама по себе, и отражает в себе отблески истинных объектов так, как они в принципе могут себя в ней проявить. Но при этом без костра и стена тоже погружается во тьму и перестаёт существовать для наблюдателей.

 

Гермес описал своё перепроживание о созерцании мироустройства не через метафору, но через перепрожитый им гнозис, в котором мирозданье согласно тексту Поймандра предъявилось ему напрямую и дало себя узреть целиком. Его понятие о мироздании имеет вертикальную дуальность. Так главным законодателем. несущим в себе истину, является божественный разум (Nous). Ему противолежит природа (Natura), которая состоит из четырёх стихий. Стихии, перемешиваясь между собой в разных пропорциях создают в материи объекты, несущие в себе подобие  божественного сознания, как бы отпечатывающегося на них.

 

Сознание в Поймандре (как божественное, так и человеческое) отождествлено со светом. "Этот свет", говорит Поймандр, "Это я - Ум, твой Бог." (Поймандр) Ум - значит информация, а если ум - это свет, то и информация оказывается некой светимостью. И есть свет, уплотнённый до степени того, что он начинает созерцаться в материальном мире и освещать/проявлять материю. Информация, уплотнённая до возможности проявиться в материальном мире - это слово, информация, возможная для изречения. А естественный материальный свет - это солнечный свет. Солнце - есть изречённая на божественном языке манифестация божественного Ума - слово, логос (греч.).

"...исходящее из Ума лучезарное слово - это Сын Божий". (там же)

3f55cb73e425d191fa4699c03ccc35a7.jpg


  • Наталья, Bafometka и Zzz это нравится


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных